Тритон 618 и Ваз 2115 (корректор угла зажигания, УОЗ)

Ответить
Аватара пользователя
sergeybagr
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 6:13 pm

Тритон 618 и Ваз 2115 (корректор угла зажигания, УОЗ)

Сообщение sergeybagr »

Я не автомеханик, но индустрией двигателестроения начал интересоваться через 1 год, как у меня появилась первая машина. Это было давно...
Автомобиль с газом появился у меня "случайно", месяц искал себе автомобиль нужной марки, рынок предоставлял только битьё и перекрас, что меня не устроило, так и получилось, что взял Ваз 2115 в идеальном состоянии с газовым оборудованием Digitronic.
Отмечу, что пробег у меня стабильно 45000-50000 в год несколько лет подряд. Где по работе езжу за область, где сам рвусь на природу (горы, озёра, отдых), а где открываю для себя новые виды отдыха (экстрим тюбинг/аквапарки/экскурсии).
Я раньше вёл табличку EXCEL с расходами на автомобиль, так как считал что она мне поможет, когда настанет день продажи автомобиля и вот, я смотрел на столбик бензин/месяц и видел там цифру 13000 руб, но выводов не делал, я знал что газ 4 поколения стоит дорого, так же я верил советчикам, что газ убивает двигатель и стоит усомниться в экономии с ним. Ту машину я продал и настало время той, о которой пойдёт речь: Ваз 2115, 2007 г.в. Двигатель 1,5 л, 8 клап, контроллер (ЭБУ) - BOSCH, пробег 72000 км.
Из плюсов - был установлен газ, а было лето. Газом я не пользовался ранее ни разу. Вот и настало время познакомиться. Купил я машину уже заправленной газом и проехал по городу 220 км, как, вдруг, что то запищало, машина дёрнулась и поехала быстрей. Наверное, это кончился газ ;)
Я впервые поехал заправляться на газовую заправку, всё было в новинку, неспешащий дед подошёл, присоединил пистолет и заправил на 300 рублей. Летом этого хватало на целую неделю, когда ранее я на бензине выкатывал 500 руб за 2 дня. Я долго не мог определиться с потреблением газа и денег, так как заправлялся очень редко, после бензина, даже не знал полную ёмкость своего бака.
Я редко заправлялся больше, чем 300 рублей, пока зимой меня это не начало напрягать - свыше 300 рублей заправка шла медленно!
Но это я устранил позже - оказывается заправочный вентиль на баллоне был открыт не до конца. После этого я отвернул его наугад и заправлялся быстрей других автомобилей по соседству на АГЗС, даже зимой;)

Но однажды, нас отправили в область, маршрут 670 км и я поехал заправляться "на все деньги", верней, сколько влезет, а влезло на 500, иногда 550 руб (цена газа была 12р). И по трассе с большими перепадами (Уральский хребет), с постоянным обгоном фур, ездой под 110+-20 км по автомагистрали и ездой в гору (откуда выехали по навигатору высота от уровня моря - 220 м, а куда приехали, высота 970 м), возвращаясь уже обратно, газовая кнопка запиликала... Я посмотрел пробег и там было от заправки - 620 км. Заправившись на 550 руб, проехал 620. Когда ездил по другим трассам без гор и без перепадов, фиксировал и 640 км.

Зимой, заправляясь на 500 рублей, по цене газа 16р, я проезжаю в городе - 270 км, по трассе - 470 км и пиликаем.
Тут мне недавно подсказали сменить АГЗС, якобы зимой любят СО2 добавлять в заправочную смесь, поэтому уменьшается пробег, вот заправился на рекомендованной, обнулил пробег и наблюдаю, отпишусь после в этой теме.

А теперь речь пойдет о вариаторе "Тритон 618", который я купил с рук, абсолютно новый, не потрёпанный, ни разу не установленный ни на какой автомобиль. Владелец Toyota (минивен, не помню название) продавал его, так как ему поставили другой, типа установщик забраковал данный тритон в стиле - не будет стыковаться с датчиком коленвала. Новый купить не смог, не нашёл сайта, а propan.ru никак не связывал с разработчиками тритона, поэтому не был уверен покупать его тут.

В интернете, штудируя доступные вариаторы и корректоры УОЗ, я нашёл очень мало положительных отзывов и все они никак не относились к "разумномю" стилю, большинство отзывов было на эмоциях. Я анализирую товар как инженер, а не девочка, поэтому они меня не убеждали.
Единственное, что я понимал, коррекция угла зажигания - это отличный функционал раскрыть потенциал двигателя на любом топливе и заинтересовал меня тритон тем, что дешевле остальных и оказался единственный из доступных к покупке, а двигало мной желание экспериментов, что я люблю делать.
Заинтересовали меня только следующие позиции к покупке тритона:
1) коррекция угла зажигания (УОЗ);
2) уменьшение термонагрузки на клапана и выхлопную систему
3) возможность увеличить мощность двигателя

Что дополнительно я ощутил после установки тритона:
1) печка в салоне стала греть ощутимо теплей. Раньше эта разница была заметна при длительной езде на бензине - салон прогревался так, что приходилось снимать куртку, а на газу салон прогревался дольше. Если за окном -30, -33, -35, то на газу салон прогревался, но я дрожжал и чтобы согреть салон, включал 2 передачу и держал 5-6 тысяч об/мин некоторое время стоя на стоянке или двигаясь. + закрыл радиатор на 80% его площади картоном.
2) У мотора появились октавы. Этого никто не услышит, но я замечаю, что под средней нагрузкой, двигатель "поёт" октавами, плавно меняя тон, помимо основного тона от оборотов двигателя. Вроде прикольно и ощущается периодичный эффект "пинка" (3-4 тыс об/мин), который так же не заметен.
3) Тяга ничуть не хуже бензиновой. Скажем, раньше я переключался на бензин, чтобы быстро набрать скорость со 100 до 110, а теперь это происходит на газу по ощущениям быстрей, чем на бензине! Если брать разгон со 110 до 120 до установки вариатора - то всё было нормально, дело в том что у самар двигатель на этих оборотах имеет просадку по моменту. С установкой вариатора тяга двигателя до 4000 об/мин стала похожа на дизельный характер.
После 4000 об на самаре тяжело заметить отличие что на бензине, что на газе, там обороты растут уже более равномерно.
4) Звук работы двигателя на холостых - как на бензине, мягкий. Ушло "лязганье" непонятно чего, когда вариатора не было.

Какие были проблемы при установке:
1) Схема подключения очень урезанная. На картинке показаны обозначения в виде "вход сигнала, выход сигнала", а по отношению к чему вход и выход? По отношению к контроллеру (ЭБУ) или по отношению к датчику КВ?
Ответа на этот вопрос я не нашёл и сделал так, что выход относится к проводам выходящими из ЭБУ, а вход - проводам идущим от датчика КВ.
2) Плюс / минус датчика. Вроде как нужно соблюдать полярность.
Как вычислить полярность индуктивного датчика - не известно, но требование +/- есть. Я посчитал ПЛЮС белым проводом (нога 15 из ЭБУ), а другой - МИНУС (не белый, у меня он зеленый из ЭБУ - нога 34). К слову о недостатке описания схемы я так же не нашёл полярности датчиков и на самой схеме ВАЗ 2114/2115.
Как нашёл выход? Загуглил стандарты и госты проводки и много где белый провод обозначен либо фазой, либо плюсом.
Красный провод тритона я зачистил и зажал в ногу предохранителя питания ЭБУ,
а Черный провод тритона я так же зачистил и зажал под реле массы ЭБУ - там такой толстый коричневый провод.
Синий провод - к клапану газового редуктора. Просто нашёл советский радиопровод, который по прочности сгодится в троссы, хотя и тонкий (сечение как у медного провода на 7,5-10 ампер), и просунул через отверстие, где проходят шланги гидрокорректора фар ВАЗ 2115, а далее - на клапан.

Завёл автомобиль, - завёлся. Прогрел двигатель, включил газ и ... двигатель затроил, чек заморгал, тяги нет.
Я скорей поехал домой за ноутбуком и проводом от принтера. Ноут в машину, подключился, долго искал место где находится прошивка, и нашёл - была залита прошивка для nissan с кучей активных датчиков.
Стал искать прошивку на ВАЗ и, случайно, обнаружил что базовая прошивка тритон 5,20 в своем описании содержит ,ВАЗ,.... Пробовал сначала поставить прошивку тритон 6,20, но что то пошло не так, когда подключился снова, программа Alpha Variator сама узнала, что требуется прошить тритон после "аварии".

Хоть и прошился, машина дёргалась ещё минут 10. Как начинает дёргаться - тяги нет и появляется, если делать резкие подгазовки, периодично. Меня это как то напрягло.
Я пытался в программе корректировать и задавать углы смещения зажигания - и двигатель не хотел оживать. Даже указывая смещение как 0, то есть 0,01, двигатель троил, не ехал, глох и т.п.
Я попробовал кнопкой "снять импульсы датчика коленвала" снять импульсы датчика коленвала :D
Думал, ну, сейчас, двигатель запоёт, а нет. Без изменений. Лишь программа предложила сохранить файл.
В общем остановился я на обочине и стал изучать программу лучше, задал во всех картах бензин/пропан/метан смещение, то 1, то 0,01 и нет результатов.
Потом нашёл вкладку 3D карта. Там бегал квадратик и постоянно менял значения в таблице. Я подумал, что это откатка онлайн. Сделал снова полный сброс и начал подгазовывать. Двигатель троил, глох, я его заводил. По левому столбцу, где указаны проценты 0%, 13%, 20% или как там, было видно, что откатка не опустилась ниже третьей строки. Цифры поменялись, я поехал по дороге и вроде машина перестала троить.
Постарался сохранить 3D карту, но в ТРИТОН она не хотела сохраняться, а только в качестве файла.
В меню прошивки я искал возможность залить файл в ТРИТОН - и там тоже такой возможности нет.
В общем я поехал на заправку АГЗС, пока ехал, машина потраивала, но какие то участки ехала нормально и с новой тягой.
После заправки она ещё 2 раза ни с чего уходила в ступор, то есть двигатель либо глох, либо тяга становилась такой, что машина только тормозила газом)))
Встав на перекрёстке.... опять завёл её и больше она не выкидывала сюрпризов.
Очень редко бывают заметны переключения с одного угла на другой, выраженное в том, что получается пропуск в одном каком то цилиндре, и авто едет дальше с хорошей тягой без пропусков, но это очень редко, вроде 1 раз только заметил.

Буду наблюдать.

Значит врезался я в датчик коленвала (ДПКВ) прямо за 10 см от ЭБУ. Изоляцию сохранил, не порвал, не отрезал. Она так же соединена с ещё двумя изоляционными проводами с такой же изоляцией, и у всех этих проводов - изоляция неразрывно объединена.
Двигатель работает что с заглушкой, что с тритоном нормально.

Сейчас покатаюсь со стандартной картой (я смотрел, где то от 1000 оборотов там угол 1,5, потом подрастает до 3,0 и до 6,0, и на пике где 3000-4000 об/мин, есть опережение целых 6,7 град, далее спад до 0)
Отдохну от этой установки и поэкспериментирую ещё. Если будут свободные деньги - поеду обслужу газовое оборудование, ни разу не делал.

Добавлено через 9 минут 22 секунды:
PS: Одну мысль оборвал:
так же я верил советчикам, что газ убивает двигатель
Вот, проехав уже 40000 км, я вижу что двигатель идеально чистый, масло не ест, свечи чистые, выхлопная блестит, каждый день он видит отсечку! Я не считаю отсечку чем то экстремальным для двигателя, напротив, завод сделал всё для того, чтобы наши авто с вазовскими двигателями умирали быстрей, если они работают ниже 2000 об/мин - так как циркуляция ОЖ и масла по системам - вялая, часто недостаточная, в результате чего образуются локальные перегревы двигателя.
Но на пустом месте я газ так же не давлю, газ даю только на обгонах и когда хочу плавно уходить со светофора (то есть газ нажат не в пол, а на 20-30%) - обороты поднимаются до 4,5 тысяч и я переключаюсь дальше, давая двигателю нужный момент и лишая себя рывков.
К тому же я привык ездить на постоянном сцеплении трансмиссии с двигателем и дорогой. То есть все торможения я делаю дополнительно коробкой, исключая только 1 передачу для торможения.
Если нужно было держать 1-2 мин высокие обороты, я затем остужаю двигатель, например постоянным торможением коробкой или поддерживанием 2500-3000 об/мин - если это трасса. Держать более низкие обороты нет смысла, так как циркуляция ОЖ не справится со снятием необходимого количества излишнего тепла в ГБЦ, а так же цилиндров.

Добавлено через 1 день 21 час 50 минут 28 секунд:
Проблемы, которые начались через 130 км пути.
Ну что, у нас зимняя оттепель, кругом лужи, с дорог сошёл лёд вместе с асфальтом, погода -35 резко сменилась на +2.
Поехал я по делам в город и по пути машина через 5 км от дома затроила, начала терять тягу, дёргаться. Переходишь на бензин, едет с вялой тягой, выключаешь и включаешь зажигание - тяга на бензине возвращается, на газу тут же рывки и вплоть до отсутствия тяги, моргающий чек.
По скольку сегодня я после города поехал по трассе, я ехал на такой малой тяге на газу, как только она начинает терять скорость (тягу), выключаю зажигание и включаю. Терять тягу и троить она начинала на каждом небольшом подъёме.
По трассе заехал на заправку, сбросил на минуту клемму с аккумулятора (-), поехал на газу и она опять затроила. Я достал ТРИТОН и поставил заглушку, и, на удивление, машина на газу продолжала точно так же троить.
Значит дело не в тритоне. Электрику я качественно заизолировал. Пробой высоковольтных проводов - исключен, я специально несколько месяцев назад искал самые качественные провода и приобрёл не по отзывам, а осматривая каждый комплект разного производителя - вручную. Так и выбрал хорошие провода. К слову, герметичность соединений на катушке и свечах присутствует и до сих пор, зацеп за контактную часть свечей/катушки хороший.

На этот случай я возил со своей старой машины катушку зажигания, она один в один как стоит эта. Только Bosch. У меня были на эту катушку подозрения пробоя проводки, то есть она могла открыть ключи в ЭБУ своими помехами и, тем самым, сделать Контроллер двигателя - не рабочим, так как когда катушка пробивает высоким напряжением слишком часто ключи в ЭБУ (транзисторы), они могут открыться на довольно длительное время, но этого времени будет достаточно, чтобы ключи нагрелись до такой температуры, что они сами выпаиваются с платы. Но пока они открыты, они открывают цепь на катушку зажигания - обмотка катушки зажигания находится всегда под током 7,5 Ампер, естественно за несколько минут такой нагрузки на контроллер и КЗ (катушку зажигания) кто то сдаётся первым - или выпаивается транзистор, или сгорает обмотка в КЗ. Часто после такого ключ в ЭБУ требуется заменить, так как он перестаёт выполнять свою функцию, но, опять, вернёмся к теме про ТРИТОН!

Катушку заменил, приготовился скидывать клемму с аккумулятора, и поворачиваю ключ зажигания - двигатель схватил сразу и нормально работал. Прогрел двигатель и проехался на бензине с разгонами до отсечки, тяга ровная, переключился на газ-топливо (с заглушкой вместо тритона) и она адекватно ехала на газу, как и ехала раньше. Но, подключая тритон, опять начинались троения и пропажа тяги.
По трассе, возвращаясь домой, я несколько раз менял заглушку на тритон и результаты были прежние - пропажа тяги, моргающий ЧЕК ЭНЖИН и пропуски. Но в последний раз, когда я подключил тритон уже за 15 км от дома, он заработал как исправный. Единственное, на момент подключения тритона в последний раз - у меня появилась и горела на приборке лампа ЧЕК ЭНЖИН, и именно в таком случае тритон исправно себя ведёт. Почему так - не знаю.

Свечи аналогично высоковольтным проводам - свежие, им меньше чем, полгода. Покупал я заводские А17ДВРМ (именно оригинал, а не копию, подделку и т.п.) и на них нет проблем с двигателем никогда.
Что это за проблемы - я ещё не знаю.
Есть у меня желание поехать на обслуживание ГБО, проверить редуктор, газ-МОЗГИ и восстановить один ДАТЧИК, который потерял проводку (два провода отгнили от самого корня датчика). Датчик - это такой латунный цилиндрик, подключенный к проставке, которая находится между газовым фильтром (фильтр после редуктора, который) и газовыми форсунками. Подобный датчик стоит ещё на самом редукторе. Куда бы я не звонил, чтобы купить такой новый датчик отдельно или с латунной вставкой - ответа нет, многие ГБО-шники не знают что это такое, а другие говорят что такого в продаже нет!

Есть ещё один вопрос - как в режиме онлайн управлять ТРИТОНом? Я пробовал задавать углы, а автомобиль не менял характер своего разгона и тяги, совсем, даже звук не менялся, не троил и т.д.
Аватара пользователя
DimasBig
Support Team
Support Team
Сообщения: 6277
Зарегистрирован: Вт янв 20, 2009 4:26 pm
Благодарил (а): 15 раз

Re: Тритон 618 и Ваз 2115 (корректор угла зажигания, УОЗ)

Сообщение DimasBig »

Спасибо, прям целый трактат.
По вопросам:
sergeybagr писал(а): Черный провод тритона я так же зачистил и зажал под реле массы ЭБУ - там такой толстый коричневый провод.
в паспорте написано массу подключать на экран дпкв или на землю какого либо датчика ЭБУ. Это очень важно! Отсюда могут проблемы появляться
sergeybagr писал(а):Плюс / минус датчика. Вроде как нужно соблюдать полярность.
В отличие от других вариаторов тритон автоопределяет полярность дпкв, поэтому его можно подключать произвольно в 99% случаев.
На всякий случай классическая методика определения полярности дпкв следующая:
"Определение «+» и «-» выводов индуктивного датчика.
Подключите стрелочный микроамперметр (до 100 мкА) к выводам датчика. Поднесите к датчику стальной предмет.
При приближении предмета стрелка должна отклониться в положительную сторону, при удалении – в отрицательную.
Если это не так, поменяйте местами провода амперметра и повторите опыт.
При правильном соединении «+» выводом датчика является тот, к которому подсоединен плюсовой провод микроамперметра.
Вместо амперметра можно использовать светодиод повышенной яркости."
sergeybagr писал(а):Есть ещё один вопрос - как в режиме онлайн управлять ТРИТОНом? Я пробовал задавать углы, а автомобиль не менял характер своего разгона и тяги, совсем, даже звук не менялся, не троил и т.д.
в обычном состоянии когда желтый провод вариатора никуда не подключен работают карты бензин и пропан. Если же желтый подключить к МАР датчику и выбрать "МАР" в функции универсального входа , то начинает работать 3д карта.

Добавлено через 1 минуту 28 секунд:
Вообщем переподключите черный вариатора правильно и отпишитесь по новой.
Аватара пользователя
sergeybagr
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пт фев 24, 2017 6:13 pm

Re: Тритон 618 и Ваз 2115 (корректор угла зажигания, УОЗ)

Сообщение sergeybagr »

По совету из комментария, который, видимо, пропал или удалён автором, я перетащил черный провод с массы ЭБУ (блок реле бензонасос, реле ЭБУ и т.п.) на оплётку-изоляцию датчика коленвала.
Автомобиль в сырую погоду продолжает подтраивать на газу. Даже если отключить тритон и установить заглушку, троения некоторое время продолжаются, а потом прекращаются через 30 км пути. Возвращается плавный разгон и тяга. Подключаю тритон - опять всё нормально работает.

Почему так происходит - да вот не знаю.
Поменял датчик коленвала (поставил старый)
Поменял датчик дроссельной заслонки (на старый, но стало хуже, вернул который стоял)
Заменил ремень грм, так как старый поело (причину нашёл - шпилька ролика грм выкрутилась руками, затянул)

После этих манипуляций авто может дёргаться на газу, но ЭБУ уже не фиксирует пропуски. Чек не моргает.

В салоне последнее время чувствуется странный запах, но не газа, а выхлопной системы. Есть подозрения на трещину в выпускном коллекторе, значит подготовлюсь к установке паука 4-1 из нержавейки (опыт уже есть).

Так же прямоугольный датчик MAP, который подключен к газовым (?) мозгам, установлен у меня горизонтально, а не вниз тем местом, куда подключены шланги. По видео газовиков с YouTube горизонтальное расположение данного датчика MAP - является признаком малой грамотности установщиков ГБО, так ли это? Стоит ли расположить этот датчик MAP вниз штуцерами.
Аватара пользователя
Vint46
Специалист
Сообщения: 1012
Зарегистрирован: Вт мар 04, 2014 9:14 pm

Re: Тритон 618 и Ваз 2115 (корректор угла зажигания, УОЗ)

Сообщение Vint46 »

sergeybagr писал(а): горизонтальное расположение данного датчика MAP - является признаком малой грамотности установщиков ГБО, так ли это?
Да.
sergeybagr писал(а):Стоит ли расположить этот датчик MAP вниз штуцерами.
Обязательно.
sergeybagr писал(а):Почему так происходит - да вот не знаю.
Бош адаптирует УОЗ по шуму мотора. Попробуйте, вместо отключения вариатора, скинуть клемму АКБ на пару минут. Если машина поедет ровно, то, присутствует адаптивное занижение УОЗ по шуму.
Ответить

Вернуться в «Вариатор Тритон - Тритон М»